Как сильно элементы на сайте могут замедлять скорость загрузки и как это вообще может отразиться на доходах? Давайте разбираться.
В основе любого обсуждения, которое касается органического поиска, должны лежать две вещи: контент и UX (пользовательский опыт). Они нераздельны.
Ваш сайт всегда должен получать как можно больше внимания в органическом поиске. В идеале – он должен решать запрос пользователя буквально в один клик. Человек должен открыть страницу и получить всю необходимую информацию еще на стартовой странице. Поисковые системы должны угождать своим клиентам любой ценой, чтобы сохранять влияние и финансовое положение на рынке. В их интересах направлять людей на сайты, которые, по их расчетам, дают хороший UX.
Согласно данным Google, показатель отказов увеличивается на 32% если время загрузки веб-страницы составляет больше 1 секунды. Если посмотреть на статистику, которую приводит сервис веб-мониторинга Pingdom, то при длительности загрузки в 3 секунды и дольше количество уходов со страницы возрастает почти в два раза.
Конечно, эту информацию можно считать немного устаревшей, но, несмотря на это, у нас нет совершенно никаких оснований полагать, что сегодня люди стали более терпеливыми, чем раньше. Скорее напротив.
Проблема, с которой я сталкиваюсь чаще всего при работе с различными брендами заключается в том, что они сильно перегружают свои сайты. Компании пытаются наполнить свой сайт различным медиаконтентом, сделать его привлекательнее и красочнее, и в своем творческом процессе напрочь забывают о том, что в первую очередь страница должна приносить практическую пользу. Мне приходится наблюдать:
- Большие видеоролики с автоматическим воспроизведением (а иногда даже и со звуком);
- Большие изображения, которые опускают весь информативный (текстовый и медиа) контент далеко вниз – добавьте гифки, и получите результат еще хуже;
- Пользовательские шрифты, которые вряд ли установлены на компьютерах посетителей, что приводит к множеству визуальных багов и глитчей.
Все эти и другие элементы дизайна снижают удобство пользования, что, как следствие, приводит к ухудшению конверсий и к низкой доступности.
Примеры плохого дизайна и UX
Я бы хотел представить вашему вниманию два наглядных примера. Они оба хорошо демонстрируют то, как выглядит страница в процессе загрузки. Я пользовался сервисом WebPageTest.org – его мне порекомендовали знакомые SEO-эксперты. В обоих примерах я имитирую загрузку со смартфона Galaxy S7 через LTE-соединение.
Благотворительный сайт
На этом сайте, прямо на главной странице размещено большое видео с автоматическим воспроизведением. Получается так, что оно вытесняет добрую половину контента за пределы экрана так, что вам придется промотнуть колесиком мышки хотя бы один раз, чтобы увидеть материал.
Загрузка основного содержания страницы заняла аж целых 3 секунды. Вы же помните о том, насколько это плохо, верно? Первое время на странице видно только небольшой кусок текста и логотип, который трудно прочитать. Проблема заключается еще и в том, что текст выкрашен в светло-серый цвет, что ну никак не сочетается с общей цветовой палитрой сайта.
Посетители могут даже не заметить, что они находятся на нужном сайте, поскольку логотип появляется только через 4,5 секунды после загрузки.
Если верить данным Google и Pingdom, то вполне вероятно, что если кто-то не нажмет на кнопку CTA в верхней части страницы, то он, скорее всего, уйдет, так и не дождавшись доступа ко всему контенту на странице.
Веб-сайт известного бренда
Здесь ситуация немного получше, чем с благотворительным сайтом, но по-прежнему присутствует много ошибок в плане оформления и дизайна. Например, основной контент отображается только после скрола, корпус текста выполнен пользовательским шрифтом и т.д.
Из скриншота ниже можно заметить видно, что ничего, кроме меню гамбургера, не отображается до 4 секунд загрузки.
Дам небольшую подсказку. Если вам приходится устанавливать какой-либо плагин или скрипт в виде таймера, чтобы показать людям, что еще не весь контент прогрузился – вы поступаете не слишком правильно.
Наиболее частой причиной долгой загрузки сайта является пользовательский шрифт. В среднем любой сайт, текст на котором написан с помощью нестандартных шрифтов, грузится дольше 4 секунд. И это только уведомление об использовании cookie-файлов! Сам контент будет грузиться все 5, 6, а то и все 10 секунд.
По правде говоря, проблема здесь кроется даже немного глубже. Конечно, неликвидный медиаконтент тоже очень сильно засоряет сайт, увеличивая время загрузки до неадекватных значений, но есть также и другие неблагоприятные факторы, среди которых файлы JavaScript и CSS, отслеживание cookie-файлов пользователей и многое другое, что также загромождает загрузку.
Почему плохой UX вообще происходит
Когда я разговариваю с дизайнерами и разработчиками о подобных проблемах, мне часто приходится слышать одни и те же оправдания в духе:
- «Все делают свои сайты точно так же, а мы чем хуже?» — вот такие вещи не работали даже тогда, когда мы все были детьми. Так почему же взрослые (и даже некоторые профессионалы!) считают, что такая отговорка приемлема?
- «Поисковые системы оценивают наш контент неправильно. Не так, как нужно. Мы проверяли все с помощью сторонних утилит, и они не указали ни на одну ошибку» – существует много причин, по которым поисковик может влиять на время загрузки сайта. Но это совершенно не важно в данном контексте, поскольку мы в любом случае должны бороться за скорость и только за нее.
- «Но... Как же брендинг?!» – безусловно, идеология компания важна. Но разве настолько чтобы рисковать потерей потенциальных клиентов из-за слишком медленной работы сайта?